Доступная среда



Доступная среда

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Родители и педагоги стали лучше осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Возникла потребность в инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 г., пункт 27 статьи 2 звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. ст.5 п.1 того же закона).

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Создавая условия интегрированного воспитания в детском саду для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

В детском саду:

- объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет;

- при входе в здание имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- специальных условий питания - нет;

- специальных условий охраны здоровья - нет;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - нет.

Паспорт № 51-1 доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Федерации Приказ от 9.11. 2015 № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования..."

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

Инструкция для работников по обеспечению доступности инвалидов к услугам и объектам, на которых они предоставляются.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- специально оборудованные кабинеты - отсутствуют. Имеющиеся групповые и дополнительные помещения, имеющиеся средства обучения и воспитания могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.

- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.

- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - приспособленная библиотека для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.

- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - физкультурный зал, оснащенный спортивным инвентарем и специальным оборудованием (гимнастическими матами, степами, гимнастическими скамейками, дугами для подлезания, ковриками для профилактики плоскостопия), может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений; - уличная спортивная площадка, оснащенная спортивно-игровыми комплексами для развития основных движений, может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации – не предусмотрено.

- о специальных условиях питания – в Учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-ти дневным меню. Питание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020.; специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

- о специальных условиях охраны здоровья – не предусмотрены.

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - не имеются. Используются все условия и средства для организации образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования. Имеющиеся в Учреждении технические средства обучения могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.

- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.

- наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - интернат и общежитие отсутствуют.