Профилактическая работа



С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос неотъемлемая часть воспитательного процесса в нашем детском саду.

Работа по профилактике ДДТТ осуществляется на основании плана профилактической работы детского сада № 51 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Ответственным за организацию работы по профилактике ДДТТ в детском саду № 51 назначен воспитатель Смирнова Марина Викторовна.

Цель нашей работы: создание в дошкольном учреждении условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработке устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улицах города.

Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых, поэтому профилактическая деятельность по усвоению детьми дорожной азбуки проходит комплексно, включены в нее все участники воспитательного процесса: дети, педагоги, родители, социальные партнеры.

Обучение детей безопасному поведению на дорогах ведется по программе «Светофор» /Обучение детей дошкольного возраста ПДД/ для детей 3-7 лет, автор Данилова Т.И. издательство СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009 г.

Программа

Программа предлагает: регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 1 раза в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю); разработку безопасного маршрута старшими дошкольниками «Дом – детский сад»; ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД; рекомендации к использованию на занятиях по изучению ПДД метода ситуационного обучения; рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умение ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей; проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, транспорте и во дворе ( в начале и конце учебного года); систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.

В методическом кабинете детского сада для реализации программы по изучению ПДД и профилактике ДДТТ собраны:

- конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений по ПДД, планы тематических дней, недель «Безопасности дорожного движения»;

- циклы наблюдений за транспортом, экскурсий, целевых прогулок;

- рекомендации по оснащению уголков ПДД в группах;

- картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;

- видеоматериалы /мультфильмы познавательного цикла «Уроки тетушки Совы» и «Смешарики на дороге», обучающие видеоролики, презентации, иллюстрации на электронных носителях;

- библиотека детской художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

- периодические издания журнал «Путешествие на зеленый свет», газета «Добрая Дорога Детства;

- консультативный материал для педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД;

- диагностические материалы динамики освоения детьми программы по изучению правил дорожного движения;

- консультации, памятки, буклеты для родителей по ознакомлению детей с ПДД.

Детский сад имеет собственные методические наработки.Опыт работы воспитателя Клейменовой Л.А. «Групповой семейный альбом, как средство организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей старшего дошкольного возраста»Опыт был представлен на Дне Безопасности педагогов города и одобрен коллегами.

Опыт работы воспитателя Клейменовой Л.А. «Групповой семейный альбом, как средство организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей старшего дошкольного возраста»Опыт был представлен на муниципальном методическом объединении педагогов города и одобрен коллегами.

Большое внимание в детском саду уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда входят:

- дидактические, настольные развивающие игры;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители», «АЗС», «Путешествие по городу» и т.п.;

- классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;

- подборки стихов, загадок, произведений детской художественной литературы по ПДД;

- альбомы «Транспорт», «Азбука пешехода», «Это интересно…»;

- макет улицы с транспортными средствами;

- комплекты дорожных знаков;

- подборка проблемных ситуаций на дорогах;

- подборка «Минуток Безопасности».

Оборудование носит развивающий характер, что позволяет сформировать у детей в игровой форме представления о безопасном поведении на дорогах, наблюдательность, внимание, умение осознанно принимать правильные решения в сложных дорожных ситуациях.

Центры ПДД

На участке детского сада создана специальная «Автоплощадка» - игровое пространство, включающее перекресток, пешеходный переход, тротуар, дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (самокаты, велосипеды) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения, проводятся игры: «Водители и пешеходы», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход».

Реализация годового плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду проходит в форме заочной игры. Участники игры – дети, педагоги, родители, обязательно подключаем социум. Все мероприятия плана объединяются в одну сюжетную линию: совместный автопробег по стране ПДДейке. Он предполагает ежемесячные тематические остановки: столица Светофория, город Знакоград, поселок Транспортный. Педагогами разработана карта страны, маршрут каждой группы отмечается на карте значком-автобусом с номером группы.

Обучая детей правилам безопасного поведения на улице, мы используем разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это:

• наблюдения;

• экскурсии;

• чтение художественной литературы;

• заучивание стихов;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• занятия;

• развлечения;

• конкурсы;

• соревнования;

• игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);

• просмотр видео-диафильмов;

• беседы;

• обсуждение ситуаций;

• игры-театрализации;

• встречи с сотрудниками ГИБДД;

• изготовление атрибутики к играм по ПДД;

• минутки безопасности;

• создание плакатов, листовок по ПДД;

• самостоятельная деятельность.

Обучение правилам дорожного движения прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями:

• индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);

• просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;

• изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;

• участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;

• общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;

• анкетирование;

• тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);

• оформление стендов, папок-передвижек для родителей.

Детский сад активный участник профилактических акций:

Урок безопасности для детей и родителей;

Акция «Безопасная дорога»;

Акция «Автокресло»;

Акция «Возьми ребенка за руку!».

Работа по профилактике ДДТТ организованная в детском саду дает положительные результаты:

- дети успешно осваивают знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты диагностических исследований:

В приведенной таблице прослеживается положительная динамика в усвоении детьми правил дорожной азбуки, что является показателем качественной организации профилактической работы.

Были найдены и апробированы на практике новые эффективные формы организации работы по профилактике ДДТТ /квест-игры, игры-путешествия, игры-открытия, групповые семейные альбомы и т.д./

Вопросы бучения детей безопасному поведению на дорогах объединило усилия педагогов и родителей. Родители стали участниками образовательной деятельности детского сада.

Участие в профилактических акциях всех участников образовательных отношений /дети+ родители+ педагоги/ позволило создать положительный эмоциональный климат, желание общаться, партнерство между родителями и детским садом.

Профилактическая работа будет продолжаться, педагоги находятся в поиске новых идей обновления этого направления образовательной деятельности.

Мы надеемся, что наши дети и в дальнейшем будут соблюдать культуру поведения на дорогах.

Правила поведения на дороге

Консультация для родителей: «Зачем нужны светоотражательные элементы»

Сценарий развлечения по ПДД: «Красный, желтый, зеленый»

Фликеры

Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода

Рабочая тетрадь для проверки знаний юного пешехода

Консультация по ПДД для родителей «Безопасность ваших детей на дорогах» Воспитатель: Леонтьева Ю.В.

Памятка для родителей «Безопасность дорожного движения»

Мы надеемся, что наши дети и в дальнейшем будут соблюдать культуру поведения на дорогах.