наставничество

Наставничество

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».

Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный уровень

Письмо Министерства Просвещения РФ № АЗ-1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки РФ № 657 от 21.12.2021 года «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (Целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях».

Указ Президента РФ от 21.06.2022 года № 401 "О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника".

Региональный уровень

Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области./ Утверждено приказом Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022.

Муниципальный уровень

Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества».

Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск».

Уровень образовательной организации

Положение о наставничестве в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 51.

Положение о программе наставничества в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 51.

"Дорожная карта" реализации целевой модели наставничества.

Приказ "О наставничестве в детском саду № 51".

ПУЛ НАСТАВНИКОВ

Соловьева Ирина Алексеевна – старший воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 41 год./ Ссылка на сайт

Батова Ольга Борисовна – учитель-логопед, высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж 40 лет./ Ссылка на страницу

Горбачева Татьяна Анатольевна - учитель-логопед, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 27 лет./ Ссылка на страницу

Клейменова Любовь Александровна – воспитатель, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 9 лет./ Ссылка на сайт

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Полезные ресурсы муниципального, регионального, федерального уровней:

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Наставничество педагогов.

Сообщество ВКонтакте «Наставник 76.РФ»

Наставничество педагогических работников.

Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

Виды наставничества. Технологии передачи знаний.

Дискуссионный клуб "Современные формы наставничества.

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей.

Памятка "Критерии для выбора наставника".

Памятка «Алгоритм планирования работы педагога-стажиста с молодыми специалистами».

Примерный индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом.

Карта оценки уровня готовности молодого педагога к профессиональной деятельности по результатам работы с наставником.

Карта контроля работы педагога-наставника с молодым воспитателем.